![]() |
![]() АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ Урок проводится с использованием элементов технологии «Чтение и письмо для критического мышления». Цель: сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни. Оборудование: карты с изображением компании подростков (на каждую парту), текст «История Томаса С.» (на столе учителя), выдержки из Всеобщей декларации прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ (по одной на группу), правила написания синквейна (на доске), тесты «Пути переноса ВИЧ» (каждому индивидуально |
![]() |
![]() |
![]() |
Ход урока
Организационный момент (2 мин) Изучение нового материала I. 1-й блок «Первая волна» (ситуационная задача для обсуждения -10 мин). Задача: актуализация знаний учащихся о ВИЧ-инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ-инфекции в мире и в России, профилактика). 1. Учитель предлагает классу внимательно прослушать рассказ «История Томаса С.» и выявить информацию о СПИДе и состоянии ВИЧ-инфицированного, которая в нем содержится. «История Томаса С.» «Каждую ночь приходит страх. Тогда Томас бредет в спальню своей матери. Мать уже пережила много таких ночей и знает, что надо делать. Она встает и обнимает сына. Это длится 2-3 мин, пока он немного не успокоится. Томас С. из Берлина, ему 25 лет. Он страдает синдромом приобретенного иммунодефицита – приобретенной слабостью иммунитета. СПИД? Томас думает, что это еще не доказано на 100%. «Врачи честны по отношению ко мне, - говорит он. – Я даже надеюсь, что выйду из трудной ситуации». Лицо Томаса в морщинах, с впалыми щеками. В течение 4 месяцев он сильно похудел, потеряв треть своего веса. В начале 1974 г. Томаса поместили в больницу. У него не было сильных жалоб. Ему только нездоровилось, и поэтому он хотел обследоваться. В больнице значительных отклонений в его здоровье не обнаружили. Поскольку Томас почувствовал себя лучше, через 3 дня он собрал свои вещи и выписался из больницы. Томас уже знал, что в его организм попал вирус, называемый ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), который может вызвать заболевание СПИДом. В Америке по поводу этого заболевания была поднята большая тревога, и он решил проверить себя. Результаты анализа соответствовали его опасениям: в крови были обнаружены антитела. Тест на ВИЧ оказался положительным. Однако врач сказал Томасу, что между временем заражения и началом болезни могут пройти месяцы и даже годы. Томас узнал также, что фактически только часть инфицированных заболевает СПИДом. Через неделю после выхода из больницы у парня случился приступ лихорадки, на следующий день начались сильная головная боль и расстройство желудка, причем обычно используемые в таких случаях таблетки не помогали. Ему вновь пришлось ложиться в больницу. При поступлении в стационар в карте записали: «Пациент дезориентирован и сильно заторможен. Ухудшился аппетит. Головная боль. Язык с белым налетом. Диагноз – токсоплазмоз». При обследовании врачи обнаружили еще и тяжелый гепатит. Теперь Томас чувствовал себя значительно хуже. Приобретенный иммунодефицит лечить пока не могут, но врачи искали пути помочь Томасу, давали таблетки. Он не мог есть, болел желудок. В первые недели он еще вставал с постели, но с каждым днем становился все слабее. Однажды в туалете случился коллапс: начались судороги, и он упал. После этого Томас около месяца не вставал с постели. Но мать продолжала бороться за его жизнь. Каждый день она появлялась в больнице с термосом свежего бульона, хотя лечащий врач считал, что больному осталось жить несколько дней. Но Томас снова встал на ноги. Первого мая 1985 г. его выписали из больницы. Томас почувствовал прилив сил и даже немного поправился. Он пытался совершать маленькие прогулки по улице, однако уже через пару сотен метров силы покидали его. Раньше этого парня можно было сравнить с дубом, а теперь от него осталась только тень. Боль не покидала его. Ему стало трудно скрывать свои мысли. Он сказал: «Мне безразлично, что случится. Если это должно произойти, то я не хочу умереть в больнице. Томас С. умер дома». Рекомендации учителю. Перед чтением рассказа сообщите ребятам о необходимости слушать текст внимательно, чтобы при его обсуждении ответить на предлагаемые вопросы. Убедитесь, что ученики успевают улавливать излагаемый вами материал. По ходу чтения текста расшифровывайте незнакомые учащимся термины и записывайте их на доске Токсоплазмоз: заболевание, вызываемое одноклеточным паразитом Toxoplasma gondii. Источником инфекции могут быть листовая подстилка или мусор, загрязненные фекалиями больных кошек, иногда – зараженное и недоваренное мясо. Характерные симптомы: мышечные боли, утомляемость, увеличение лимфатических узлов на шее. Профилактика: избегать контактов с фекалиями кошек, носить перчатки и маску при работе с землей, хорошо проваривать любое мясо. Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения нормального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови. 2. После рассказа учителя проводится обсуждение полученной информации. II. История возникновения СПИДа, возможные пути заражения ВИЧ (20 мин). 1. Объяснение учителя, по ходу которого учащиеся слушают и записывают в тетрадь схемы, таблицы и ключевые слова по теме. Возникновение СПИДа было предсказано еще в начале семидесятых годов XX в. Ученые предполагали о появлении гриппоподобного заболевания с высокой летальностью. Их прогноз строился на том, что в результате развития медицины многие возбудители инфекционных заболеваний были либо уничтожены, либо значительно ослаблены. А как утверждает экология: ниша не может пустовать; пустующую нишу быстрее всего заполняет мелкий по размерам, очень изменчивый и эволюционно более примитивный организм. Дремавший на «задворках биосферы» ВИЧ стал быстро занимать освободившуюся экологическую нишу. Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различна (см. табл. 1). Таблица 1 Концентрация вируса Среда обитания Очень высокая Кровь/ семейная жидкость Высокая Вагинальная жидкость, материнское молоко Низкая Моча, экскременты Очень низкая Пот, слюна, слезы, носовой секрет Можно ли убить возбудителя СПИДа? 50-70°спирт убивает за несколько секунд При попадании в желудочно-кишечный тракт разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой При попадании на кожу через 20 мин уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже Кипячением – мгновенно Дезинфицирующие средство (хлорамин/ хлорная известь) убивают вирус мгновенно t° = 56°С уничтожает за 30 мин Заразиться БИЧ не так и просто. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняется жизнеспособным вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в медицинских учреждениях способствуют уничтожению вируса (см. схему). Заражение возможно лишь тогда, когда определенное количество вируса находится в организме. Посредством биологических жидкостей, которые содержат лишь ничтожное количество вируса, заражение практически исключено. Слюна содержит, кроме того, эндогенные вещества, обладающие защитным действием, поэтому и без того малое количество вируса становится неопасным. ВИЧ может переноситься в том случае, если жидкости тела, содержащие высокую концентрацию вируса, проникают прямо в кровяное русло человека, например при микроскопических, незаметных трещинах слизистых оболочек прямой кишки (которая особенно предрасположена к повреждениям), женских и мужских половых органов, а также через шприц, в котором находятся остатки зараженной крови. 2. Проверочное задание (выполняется индивидуально). В предложенном перечне знаком «—» отметьте ситуации, в которых возможен перенос ВИЧ, а знаком «+» те, в которых заражение не происходит. Тест «Пути переноса ВИЧ» 1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку 2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) 3. Совместные игры 4. Чихание, кашель, через слюну 5. Использование многоразовой посуды в столовой 6. Домашние животные 7. Половые контакты 8. Занятия спортом 9. Общественные туалеты 10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми 11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм 12. Использование наркоманами общих игл для инъекций 13. Страстный поцелуй 3. Совместная проверка результатов, исправление ошибок. III. 2-й блок «Сеанс одновременной игры» (ролевая игра - 15 мин). Задача: нацеливание школьников на выработку собственной модели поведения в критической ситуации. Учащиеся получают карты (см. рисунок), на которых изображены подростки (компания), и инструкцию к работе. Инструкция к работе 1. Рассмотрите внимательно карты, на которых изображена компания подростков (каждый имеет свой номер – от 1 до 15). Известно, что: подросток под №1 соблюдает целомудрие (такой человек есть в любой компании); подростки под №2 и 3 влюблены и верны друг другу (обведите их кружком); остальные подростки сексуально «общаются»: они легкомысленно меняют партнеров и никто из них не знает, что один уже инфицирован ВИЧ (пометьте его особо, например красным цветом). 2. Карандашом начертите линии, соединяющие партнеров (кроме № 1, 2 и 3). Сделайте так трижды, каждый раз образуя новые пары, не исключая и зараженного (варианты пар лучше обозначить разными цветами). 3. Теперь отметьте тех, кто контактировал с ВИЧ-инфицированным, и тех, кто был в контакте с ними. 4. Проведите анализ на возможность передачи ВИЧ в данной компании. Какой получался результат? Подростки под № 1, 2 и 3 благодаря своему выбору не подвергались риску, они здоровы и спокойны. А остальные? А ты сам где был в этой игре? Выиграл ты или проиграл? Подумай и прими решение! VI. 3-й блок «Обратный всплеск» (дискуссия: работа в группах - 30 мин). Целесообразно разделить класс на 6 групп – три в поддержку обсуждаемой проблемы, три – оппоненты (см. табл.2). Задача: формирование новых и уточнение существующих представлений школьников о ВИЧ-инфекции и СПИДе; обобщение полученных знаний. Рекомендации учителю Убедитесь, что ученики обсуждают свои ответы в группах открыто и не оказывают давление на мнение товарищей. Они должны соглашаться (или не соглашаться) с идеями, а не с людьми, которые их высказывают. Каждый должен иметь возможность высказаться. Во время дискуссии с классом убедитесь, что все идеи были рассмотрены внимательно и ничье мнение не было воспринято с насмешкой. Переходя от одной группы к другой, следите за тем, как ученики воспринимают вопросы, и как готовят к ним ответы, быть может, им потребуется ваша помощь. Старайтесь создать атмосферу целенаправленной и интересной работы. Таблица 2 Проблемы Аргументы в защиту Контраргументы Контроль: необходимо создать жесткую систему контроля, сокращающую до минимума возможность заражения ВИЧ здоровых людей через нормативно-правовое регулирование и систему контроля 1. Уменьшает вероятность контактов: медицинское обсле-дование въезжающих в Россию 2. Законность: на основании Закона РФ «О профилактике и борьбе со СПИДом» оправданы принудительная диспансерзация и изоляция больных, контроль над центрами переливания крови, введение системы наказаний для лиц особо опасных, способствующих распространению СПИДа 3. Оперативность; выявление больных на ранней стадии заражения 1.Нарушает право человека: «Декларация прав больных СПИДом и инфицированных ВИЧ» (п. 5, 7),предупреждает, что любой отказ носителям вируса в работе, жилье и т.д. расценивается как дискриминация и подлежит наказанию 2. Не является профилак-тической мерой: контроль не может остановить людей группы риска от асоциального поведения, не предотвращает случайные половые связи, распространение наркомании, возможной врачебной халатности Реабилитация: люди, больные СПИДом, полноправные граждане общества, они нуждаются в медицинской и социальной помощи 1. Поддержка: создание центров духовной поддержки больные целевая финансовая поддержка здравоохранения и т.д. («Декларация…») п.9) 2. Научный опыт: создание новых лекарств и подготовка специалистов, создание сети учреждений для больных СПИДом 3. Соблюдение конституцион-ных прав: включение больных СПИДом в состав пациентов хосписов, социальная защита больных и помощь в их реабилитации («Декларация...») п.1.2.3) 1. Большие материальные затраты по выявление ВИЧ-инфекции, не говоря уже о лечении 2. Долгосрочность: этот подход предполагает большие временные затраты, а проблема требует немедленного решения 3. Психологическое неприятие: чувство самосохранения и стрем-ление избегать прямых контактов с носителями любых инфекцион-ных заболеваний, заложенные в психологии общества, объясняют резко отрицательное отношение здоровых людей к ВИЧ-инфицированным Просвещение: создание системы информированности населения и формирова-ние истинных нравствен-ных ценностей 1. Информированность населе-ния: создание банка данных о ситуации по СПИДу в мире и стране, распространение специальных брошюр, листовок и другой литературы 2. Здоровье кок ценность: введение спецкурсов в учебный процесс школ и вузов по половому просвещению, форми-рование нравственной культуры. 3. Профилактика: функциони-рование телефонов доверия, создание международных центров по обмену опытом в сфере профилактики СПИДа 1. Знания не защищают: риск многократно увеличивает не боль-ной, знающий о своей беде, а тот, кто пренебрежительно относится к предупреждениям специалистов об опасности заражения. В числе инфицированных много высокообразованных людей 2. Нехватка специалистов: болезнь новая, в вузах не готовят специалистов-практиков 3. Невозможность контроля над ситуацией: достоверной информации относительно числа зараженных ВИЧ нет Подведение итогов урока (10 мин) Итогом урока может стать творческая работа учащихся по написанию синквейна – особой краткой записи основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований. Правила написания синквейна В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово), 2 – прилагательные (два слова), 3 – глаголы (три слова), 4 – предложение (из четырех слов), 5 – существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение иметь смысловой характер. Пример синквейна по данной теме: 1. СПИД 2. Опасный, смертельный. 3. Калечит, уродует, разрушает. 4. Распространяется из-за невежества. 5. Боль. Каждая группа пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты. Рефлексия (3 мин) 1. Общие выводы по уроку (записываются в тетрадь) СПИД – не только вирусная или социальная болезнь. СПИД – это многофакторный процесс. Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ей пользоваться. СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску. Каждый человек сам отвечает за свои поступки. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. 2. Рефлексия: закончить фразы: «Я думал…»», «Теперь я думаю...», «Я делал….», «Я сделаю…) Домашнее задание Обсудить с членами семьи наиболее эффективные и реально осуществимые элементы личной стратегии противостояния СПИДу; сформулировать вопрос по теме, на который ученик действительно хочет получить ответ. 1. С юридической и медицинской точек зрения СПИД – такая же болезнь, как и д |