Выступление на родительском собраниe.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, и культуре других народов.
Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, все большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. Необходимость усиления внимания со стороны взрослых к проблеме развития гражданственности подростков обусловлена еще и тем, что стремление к самостоятельности, неудовлетворенность пассивным положением опекаемого еще не подкрепляется у подростков собственными, окончательно сложившимися, устойчивыми социальными мотивами поведения, интересами, достаточным жизненным опытом, верным пониманием соотношения свободы и ответственности личности. У школьников этого возраста нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит свое выражение в неправильном отношении к законам, труду, к дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.
Поэтому для нас было весьма важным установить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность». При определении его компонентов мы исходили из того, что примерная модель признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.
Мы рассматриваем гражданственность как сложнейшее личностное образование, основными элементами, которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.
Семья – школа понимания Родины, школа воспитания органической верности и привязанности к ней, воспитание уважения к собственному труду и людям других национальностей.
В семье проходит важнейший период развития человека – детство (от 0 до 18 лет), она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребёнка, формируется и воспитывается будущий член общества.
В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учёт их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие, В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
Семья имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов – детей, родителей, бабушек, дедушек – объединяет многообразие отношений (между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д.), а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечения членов семьи.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-интимных отношениях между супругами, между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом; и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви; во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутри семейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков?
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже определили свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Имен но в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Традиционно в России воспитание служило, с одной стороны, стабильности общества, с другой – его прогрессивному развитию. К сожалению, в последнее десятилетие эта традиция была нарушена по причинам как объективным (необходимость политического, экономического переустройства нашего общества, известный мировоззренческий кризис), так и субъективным: недостаточная продуманность, проработанность стратегических решений в области образования...
Как следствие – воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных учреждений, что сказалось даже в их новых официальных названиях.
Сегодняшнее положение с воспитанностью молодого поколения (ранняя преступность, участие детей и молодёжи в организованной преступности, наркомания, проституция, низкая общая культура, воинствующий национализм при отсутствии патриотизма, агрессивность, рост числа самоубийств) представляет реальную угрозу для национальной безопасности России.
Наряду с группами детей и молодёжи, для которых характерны указанные выше «атрибуты современности», не так уж мало молодых людей, которых отличает тяга к знаниям, к творчеству, высокий уровень культуры, чувство ответственности.
Конечно, сложившаяся негативная ситуация с воспитанностью молодёжи – это следствие драматического поворота в развитии российского общества, государства. Да, драматического. И хорошо, если не больше. Каковы реалии нынешнего этапа нашей истории, то есть нашего сегодня? Нарастающая безработица. высокий уровень преступности, низкий и крайне низкий уровень жизни подавляющего большинства семей, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, чуть ли не пропаганда всяческого разврата в средствах массовой информации, обнищание массовой государственной школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования... Пожалуй, и этого достаточно.
Печальна правда: нездоровье, безнадзорность, жизненная бесперспективность, к сожалению, становятся постоянными характеристиками детства в России.
Патриотизм – не ругательное слово. Это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля, постоять за Отечество – за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не к своему маленькому домику с забором, деревне, городу или области, а ко всей стране. И можно с уверенностью сказать, что фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.
Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним прежде всего является разумная организация жизни семьи.
В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Принципы отношения родителей с детьми
1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я, буду открыт любящим детским сердцам.
2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3. Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6. Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
(Листы с отпечатанными принципами раздать родителям.)
Заключительное слово классного руководителя. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте...
Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Жизнь справедлива. Если не в своей семье, так в другой, не в этой школе, так в следующей, не от вас, так от других людей, рано или поздно ваш ребенок все равно узнает, что такое любовь, великодушие, понимание.
Но мы-то с вами хотим, чтобы наши дети узнали это от нас с вами, правда?
Ты прав, мой милый! Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ли всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
назад
E-mail: darin.school@mail.ru
 

Hosted by uCoz